Как только в письменных работах ребёнка появляются ошибки, родители начинают волноваться. Многие тут же нанимают репетиторов с просьбой научить их ребёнка писать грамотно.

В работах наших учеников всегда встречаются ошибки. Это нормально. Ведь дети только учатся писать грамотно.

Но встречаются ученики, у которых ошибок в тетрадях действительно очень много. И любые попытки повысить уровень грамотности детей не приводят к нужным результатам. Или эффект от занятий есть, но он сохраняется лишь на короткое время. И проблема возвращается снова.

Однако есть способы научить любого ребёнка писать грамотно. Их мы и рассмотрим в данной статье.

Причины детской безграмотности

Чтобы решить проблему, надо знать причины её появления.

Согласно исследованиям психологов и наблюдениям педагогов частые ошибки ребёнка в письменных работах могут возникать из-за следующих причин:

  1. Нарушения в развитии нервной системы или головного мозга. Эти нарушения мешают ребёнку запомнить правила, написания словарных слов, применить правила проверки орфограмм. Ребёнок не может удерживать внимание в течении длительного времени.
  2. Слабое развитие волевых процессов. Из-за этого ребёнку трудно контролировать процесс письма, трудно заставить себя выучить правила.
  3. Низкая мотивация к учению. У ребёнка нет желания учиться.

Выявить причину безграмотности помогут педагоги, психологи и нейропсихологи.

Родители и сами могут понять, почему данная проблема возникла именно у вашего ребёнка. Достаточно обратить внимание на поведение ребёнка в повседневной жизни.

Например, если ваш ребёнок посещал детский сад, то воспитатели наверняка бы заметили какие-либо отклонения в развитии ребёнка и сообщили бы вам об этом. Если каких-либо замечаний со стороны воспитателей не было, значит, можно считать, что с развитием ребёнка всё в порядке.

Обратите тогда внимание на следующие особенности в поведении ребёнка:

  • не может заниматься каким-либо одним делом в течении длительного времени
  • не доводит начатое до конца
  • не выполняет своих обязанностей (например, убирать за собой игрушки)
  • старается избегать сложностей, делает только то, что ему нравится или то, что ему легко выполнить
  • не умеет слушать других людей
  • в детских играх постоянно нарушает правила
  • не может выполнить работу по данному образцу или алгоритму
  • плохо запоминает то, что ему говорят.

Всё вышеперечисленное говорит о низком уровне развития волевых процессов и психологической неготовности ребёнка к школьному обучению.

Возможно, ваш ребёнок пошёл в школу хорошо подготовленным. Но затем в процессе обучения у ребёнка начались проблемы и в учёбе, и в поведении. Ребёнок стал много нервничать и часто говорить о своём нежелании идти в школу. Тут причины могут быть следующие. Либо он до школы получил некоторые знания, но не был психологически готов к обучению. Об этом я говорила выше. Либо у него возникли трудности в общении с учителем и сверстниками.

Как же помочь ребёнку? Как уменьшить количество ошибок в его работах? И как сделать так, чтобы в будущем к данной проблеме больше не возвращаться?

Способы повышения грамотности у детей

При нарушениях в развитии проблему грамотности в рамках школьного обучения не решить. Тут нужна помощь нейропсихологов, логопедов. Положительные результаты возможно только лишь при индивидуальном обучении. То есть один на один с педагогом. И только при очных занятиях.

В случае низкого уровня развития волевых процессов ребёнку можно помочь, не прибегая к помощи специалистов. Достаточно родителям пересмотреть способы воспитания своего ребёнка, продумать систему действий по воспитанию у своего ребёнка силы воли.

Вот несколько советов:

  1. Составьте вместе с ребёнком расписание его занятий на каждый день и контролируйте его выполнение.
  2. Требуйте от ребёнка качественного выполнения ваших поручений и в полном объёме.
  3. Развивайте память ребёнка. Например, разучивайте небольшие стихотворения.
  4. Развивайте внимание ребёнка. Например, читайте ему небольшие рассказы и просите его ответить на ваши вопросы по тексту.
  5. При выполнении домашних заданий просите, чтобы ребёнок объяснял свои действия. Так он научится рассуждать, быстрее запомнит правила и алгоритмы.

Ну а если на результаты обучения всё же влияют отношения с учителем или с одноклассниками, тогда вам просто необходимо совершить визит в школу. Выясните, как учитель относится к ребёнку, какие у ребёнка взаимоотношения с товарищами по классу.

И тут многое зависит от поведения учителя. По результатам вашего с ним разговора можно будет принять соответствующее решение.

Упражнения для повышения грамотности

Но вернёмся к проблеме повышения грамотности наших школьников.

На уроках в школе довольно много времени уделяется развитию грамотного письма у детей. Вот лишь некоторые упражнения:

«Вставь пропущенные буквы»

«Подбери проверочное слово»

«Подбери слова на нужную орфограмму»

«Распредели слова по столбикам в соответствии с нужными орфограммами»

«Выполни работу над ошибками».

Однако, есть ещё три упражнения, которые по моим наблюдениям наиболее эффективны в решении нашей проблемы. Но в школе по объективным причинам их используют, к сожалению, нечасто.

Упражнение 1. Письмо по памяти.

Суть этого упражнения в следующем. Ребёнку нужно прочесть небольшое предложение или четверостишие и запомнить наизусть. При последнем прочтении необходимо произносить слова так, как они пишутся. А также надо запомнить все знаки препинания. Затем ребёнок переписывает в тетрадь то, что прочитал, по памяти. После написания работа проверяется сначала самим ребёнком, а затем взрослым.

Упражнение 2. Найди орфограммы.

В небольшом тексте ребёнок ищет и подчёркивает все изученные им орфограммы. Если ребёнок нашёл не все орфограммы, взрослый помогает. Тут важно, чтобы ребёнок выполнял это задание не молча, а вслух называя найденные орфограммы. После чего можно попросить ребёнка написать текст под диктовку.

Упражнение 3. Найди ошибки.

Задание — найти в тексте ошибки в словах и исправить их. При этом ребёнок вслух объясняет написание нужной буквы с помощью правил и алгоритмов. Как вариант, можно выполнить письменно работу над ошибками.

Эти три упражнения развивают:

  • орфографическую память, то есть учат ребёнка обращать внимание и запоминать правильное написание слов (так называемая «врождённая грамотность»)
  • орфографическую зоркость (учат ребёнка «видеть» орфограммы в словах)
  • умение применять выученные правила и алгоритмы на практике.

В пособии «Пишу грамотно» вы найдёте достаточное количество вариантов каждого вида упражнений, направленных на развитие грамотности учеников 2-4 классов. С подсказками для родителей и методическими рекомендациями к их применению.

Вы можете также обратиться в Семейный центр чтения и письма с вашей проблемой и получить квалифицированный совет или записаться на индивидуальные занятия: