Умение быстро читать необходимо как для детей, так и для взрослых. Для детей это нужно, чтобы лучше понимать прочитанное. А взрослым поможет быстрее обрабатывать большой объём информации. Тренировать скорочтение можно только с помощью специальных упражнений. Просто многократное перечитывание текстов даёт мало результатов.
В этой статье вы узнаете 10 самых эффективных упражнений для повышения скорости чтения.
Упражнение 1 «Догонялки»
Подберите любой текст, подходящий ребёнку по возрасту. Попросите ребёнка начать читать текст. А вы возьмите небольшой лист бумаги и постепенно закрывайте ту часть текста, которую ребёнок уже прочитал. Скорость, с которой будет двигаться ваш листочек, вы выбираете сами. Ориентируйтесь на скорость чтения ребёнка, но постепенно делайте так, чтобы ваш листочек начинал двигаться быстрее.
Суть упражнения в том, чтобы при чтении ребёнок отучался перечитывать слова по несколько раз. Это привычка сильно уменьшает скорость чтения.
Упражнение 2 «Текст с полосками»
Нарежьте бумагу на полоски шириной 1-1,5 см. Расположите полоски вертикально на выбранном тексте через одинаковые расстояния (примерно через 6-8 см). Закрепите их с помощью клейкой ленты. Попросите ребёнка читать текст, догадываясь по смыслу, какие части слов скрыты полосками.
Это упражнение учит ребёнка не просто читать, но и понимать то, что читаешь. А ещё тренирует ребёнка читать слова правильно, без ошибок.
Упражнение 3 «Угол зрения»
Это аналог всем известного упражнения «Таблицы Шульте». Суть упражнения состоит в том, чтобы глядя в определённую точку на странице, суметь прочесть как можно больше текста, расположенного вокруг этой точки. Как вариант, можно передвигать взгляд с одной строчки на другую строго по вертикальной линии в середине страницы.
Если текст большой, можно начертить несколько вертикальных линий прямо поверх текста. При чтении ребёнок перескакивает взглядом с одной линии на другую.
Упражнение 4 «Лесенка»
Это упражнение является разновидностью предыдущего упражнения. Перемещая взгляд по линии сверху вниз, он читает сначала слово слева, потом — слово справа. И так до последней строчки. Взгляд отводить от линии нельзя.
Часто родители задают вопрос: » А на каком расстоянии надо держать текст при выполнении упражнений «Лесенка» и «Угол зрения»?» По нормам СанПИНа расстояние от глаз ребёнка до тетради или книги, лежащей на парте, должно составлять 20-25 см. На эти показатели и ориентируемся.
Упражнение 5 «Вверх ногами»
Для выполнения данного упражнения достаточно перевернуть любой текст вверх ногами и прочитать. При таком чтении в разы повышается внимательность к каждому слову. За счёт этого сокращается и количество ошибок во время чтения, и одновременно растёт скорость чтения.
Упражнение 6 «Угадай слово»
Возьмите слово, оставьте первую и последнюю букву на месте, а остальные буквы перемешайте в любом порядке. Запишите полученное слово и дайте его прочитать ребёнку. Задача ребёнка — на слух догадаться, что это за слово.
Например:
УНЕИЧК (УЧЕНИК), ТИЕВЗЕЛОР (ТЕЛЕВИЗОР)
Упражнение 7 «Расшифруй текст»
Это упражнение очень похоже на предыдущее. С той только разницей, что здесь ребёнок работает с целым текстом. а не с отдельными словами. Правила те же: первая и последняя буква в каждом слове стоят на своих местах, остальные перемешаны. Их нужно расставить в правильном порядке, чтобы получились понятные слова.
Упражнение 8 «Найди слово»
Придумайте несколько слов и запишите их по 1-2 на каждой строчке. Расположите между этими словами другие буквы, чтобы строчки были полностью заполнены. После этого попросите ребёнка найти спрятанные слова.
Например:
УРДЖИТСОЛОВЕЙШАФЕЛЬВОРОНАГОКУЗАСИНИЦАЙ
На занятиях в Семейном центре чтения и письма дети учатся не только быстро и правильно читать, но и при этом лучше понимать прочитанное. Следующие два упражнения помогут ребёнку, читая, сразу задумываться над смыслом прочитанных предложений и текстов. Записаться на занятия в центре с педагогом можно тут
Упражнение 9 «Вставь слово»
Возьмите любой текст. Выберите и «скройте» несколько слов от взгляда ребёнка. Это можно сделать с помощью клейкой непрозрачной бумаги. Читая, ребёнок должен по смыслу догадываться, какое слово может быть пропущено в каждом конкретном месте.
Упражнение 10 «Раздуй предложение»
Это упражнение учит ребёнка правильно строить предложения, понятно и красиво выражать свою мысль
Для выполнения упражнения надо просто придумать простое предложение, состоящее из двух слов: подлежащего и сказуемого. Например: Лягушка скакала. Далее с помощью наводящих вопросов вы помогаете ребёнку «раздуть» это предложение. Где скакала? По болоту. Какая лягушка? Зелёная. Как скакала? Весело. Потом все новые слова вставляем в наше первое предложение, чтобы получилась красивая и понятная мысль: По болоту весело скакала зелёная лягушка.
Ещё больше упражнений для тренировки скорочтения и развития навыков осмысленного чтения вы найдёте в моём пособии «Я умею читать».
Вы можете пройти вместе с ребёнком онлайн-курс «Я умею читать» с проверкой выполнения заданий, бонусами и подарками.
Свежие комментарии